Женский татарский костюм




национальный татарский костюм

Женская традиционная одежда имеет больше разнообразия по сравнению с мужской. Она различается не только по функциональному назначению (весенняя, летняя, осенняя, зимняя, повседневная, праздничная), но и по возрастному признаку (одежда девушек, молодых и старых женщин). На ней больше, чем на мужской одежде, заметны территориальные особенности.

В число нижней традиционной женской одежды татар входят: рубаха, нижний нагрудник и штаны. Это сочетание имеет место в составе любого комплекса костюма, представляя его традиционную основу. По принципу кройки все многообразие женских рубах так же, как и мужских, можно разделить на два типа: рубахи туникообразного покроя и рубахи со скошенными и сшивными плечиками, закругленными проймами для рукавов.




В начале 20 в. в городах и близлежащих к ним селениях женское платье начали шить с учетом общеевропейской моды. При этом его верхняя часть все больше подгонялась по фигуре, а подол становился пышным. Новый стиль платья создал новый элегантный облик женщины. Неотъемлемой частью нижней женской одежды является нижняя нагрудная повязка, нижний нагрудник. Ее шили из прямоугольного куска материи (домотканой или фабричной), размером примерно 25 х 40 см. На центральную часть повязки пришивался вышитый кусок материи или полоски яркой разноцветной ткани. Надевали нагрудник под платье и при помощи лямочек укрепляли к шее или за плечи, покрывая грудь женщины, слегка видневшуюся в прорезь ворота. Вышивка на нагруднике чаще тамбурная, орнамент цветочный, оригинальные узоры выполнены в технике золотошвейной (или шелковой) глади, центральным орнаментальным мотивом является шести — восьмиконечная или «вихревая» розетка, имитирующая солнце или солнечный свет (солярный знак). Важной составной частью нижней одежды женщин представляют штаны, по покрою аналогичные мужским.

В комплекс женской одежды входил и передник. Назначение его в разных регионах проживания татар неодинаковое. Так если у татар Окско-Сурского междуречья передник входил чаще в комплекс рабочей одежды, то в районах Предкамья, Северного Приуралья, отчасти и Предволжья он представлял элемент повседневного, а у молодых женщин и девушек и праздничного костюма. Поэтому бытование богато орнаментированных передников приходится на эти районы.

Женская верхняя одежда также разнообразна. Большой популярностью пользовались камзолы и бишметы. Под камзолом обычно понимается короткая, приталенная, безрукавная, двубортная одежда. В отличие от мужских, женские камзолы шились более приталенными. Бишмет — оригинальная длиннополая, с длинными же рукавами одежда с приталенной спинкой. Богатый бархатный бишмет отделывался мехом и застегивался при помощи большой серебряной застежки, которая одновременно выполняла и роль украшения одежды.




Украшения

В комплекс женского традиционного костюма включаются украшения: головные, шейные, нагрудные, ручные. В более или менее полном наборе они входили в костюм новобрачной и молодой женщины, особенно в праздничные комплексы. В повседневной жизни, а также с возрастом некоторые из них исключались. Но такие украшения, как серьги, накосники, бусы, браслеты и перстни носились до самой смерти. Металлические (ювелирные) украшения выделывались местными мастерами-ювелирами. Основным материалом служило серебро, для декоративного оформления использовались драгоценные и полудрагоценные камни, особенно бирюза и сердолик, которым приписывалось магическое значение (приносит счастье, любовь; отгоняет злые силы, «дурной глаз»). Характерными приемами декорировки металлических украшений были скань с инкрустацией, гравировка, чекан и штамп, чернение. Древнему (монументальному) стилю одежды соответствовали большие ажурные (сканые), часто с подвесками, отделанные камнями украшения. В качестве украшений использовались также серебряные монеты, кораллы, перламутровые пуговицы. В конце 19 — начале 20 вв. традиционные украшения испытали заметные изменения: вышли из моды массивные воротниковые застежки, нагрудные перевязи, а еще раньше — налобные и большие ажурные серьги; появились другие, отвечающие новому стилю одежды элементы: цепочка с амулетом, брошки, небольшие накосники, узкие браслеты; много было и завозных украшений, особенно сережек, бус, перстней.

Головные уборы

Женские головные уборы делятся на: уборы девичьи и замужних женщин. Девичьи традиционные головные уборы в основном представлены в виде шапок. При их ношении волосы, заплетенные в две косы, располагались на спине и оставлялись открытыми или слегка прикрывались накосным украшением или, позже, легким фабричным платком. В середине 19 — начале 20 вв. в качестве девичьего головного убора бытовали калфаки. Девичий калфак представляет собой вид длинного колпака, один конец которого заканчивается на конус, к которому пришита кисть. Он надевался на голову, а конусообразный конец откидывался назад (или на бок). Традиционные головные уборы замужних женщин более разнообразны и сложны. В отличие от девичьих, уборы замужних женщин призваны были закрывать не только ее волосы, но и шею, плечи, спину. Поэтому они включали в свой состав волосники и различные покрывала, которые, кстати, составляли основную часть комплекса головного убора замужних женщин.

Обувь

Обязательную принадлежность костюма (повседневного и праздничного) составляет обувь. Это прежде всего чулки, отличающиеся большим разнообразием как по материалу, из которого они изготовлены, так и по форме.

Обувь по материалу ее изготовления делится на кожаную, лыковую, валяную. Чаще встречается кожаная обувь. По качеству (твердости подошвы) выделяются два типа кожаной обуви: с мягкой подошвой и с твердой подошвой. К первому типу кожаной обуви относятся ичиги — сапоги из мягкой однотонной, чаще черной кожи (юфть, сафьян). При выходе из дома на ичиги надевали кожаную обувь на твердой подошве, а зимой полуваленки. Народ воспринимает их как национальную обувь. Сапоги — кожаная обувь с высоким голенищем и на твердой подошве. Кожаная обувь без задников называлась башмак. Ее также шили из юфти или сыромятной кожи, на твердой кожаной подошве и использовали летом для коротких выходов из дома. Городская знать заказывала себе в качестве домашней обуви башмаки из сафьяна, иногда с мягкой подошвой. Лыковая обувь имела широкое применение в Волго-уральском регионе. Плели их из липового лыка. Лыковую обувь больше носило сельское население как наиболее легкий и удобный вид обуви, на полевые работы. Валяная обувь так же, как и кожаная, имеет две разновидности: с коротким голенищем и с высоким голенищем. Среди мужчин среднего и молодого возраста значительное место занимала валяная обувь с высоким голенищем. Да и в дороге отдавалось предпочтение именно этой обуви, как и тулупу. Среди богатой прослойки города, особенно купцов, в начале 20 в. некоторое место имели узорные валенки.