Русские народные промыслы: гжель

Одним из наиболее ярких примеров народных промыслов России стали гжельские изделия. Это столовая посуда, игрушки, вазы, статуэтки и многое другое, выполненное из глины и расписанное в особенном стиле.

Источник фото: АО «Гжельский фарфоровый завод», farfor-gzhel.ru

С чего все начиналось?

Это искусство зародилось еще с момента появления первых поселений в гжельском регионе Московской области. Так как обилие глины не позволяло заниматься выращиванием культур, люди освоили гончарное дело. Наиболее ранняя запись о ремесле датируется 1328 г. (о нем упомянул Иван Калита в своей грамоте). Изначально люди изготовляли простые предметы обихода, столовые приборы, игрушки для детей.

Постепенно мастерство народных умельцев совершенствовалось, и уже в XVII столетии царь выдал указ, по которому Гжельская область стала постоянным поставщиком посуды для аптекарей.

К началу следующего века у местных ремесленников формируется собственный стиль росписи. Этому поспособствовало обнаружение в деревне Минино особенного вида глины. Мастера работают в стиле майолика: изготавливают кувшины, декоративные блюда, сервизы и расписывают их цветными красками. Темами рисунка служили сцены из бытовой жизни, животные и пр.

В XVIII веке начинается производство полуфаянса – изделий, занявших промежуточное место между майоликой и фарфором. До 20-х гг. мастера расписывали свои изделия разноцветными красками. Позже начал формироваться фирменный гжельский стиль – синие узоры на белом фоне. Также ассортимент разнообразился солонками, подсвечниками, чернильницами. В качестве декора используются растительные и геометрические узоры, изображения животных и домов. В начале XIX века люди освоили изготовление фарфора и тонкого фаянса, организовали множество мелких и крупных заводов.

Современная Гжель

Сейчас в этом регионе налажен выпуск посуды, статуэток, элементов декора и пр. Изделия производятся с применением новых технологий и оборудования, но с учетом мастерства предков. Тематику рисунков можно разделить на три вида:

  • растительная (особенной популярностью пользуются большие розы);
  • сюжетная (природа, сцены из бытовой жизни);
  • орнаментальная (квадратики, капли, жемчужины и пр.).

Особенностями нанесения узоров являются ручное исполнение и использование трех основных цветов: голубого, белого и синего. У последнего выделяют 20 оттенков, проявляющихся после обжига.

Основным отличием от изделий XIX века считается цветная роспись. Ее восстановили на заводе по древним образцам.

Также современные мастера изготавливают предметы в технике глухой кобальт, выпускают костяной фарфор.