Одним из наиболее ярких примеров народных промыслов России стали гжельские изделия. Это столовая посуда, игрушки, вазы, статуэтки и многое другое, выполненное из глины и расписанное в особенном стиле.
С чего все начиналось?
Это искусство зародилось еще с момента появления первых поселений в гжельском регионе Московской области. Так как обилие глины не позволяло заниматься выращиванием культур, люди освоили гончарное дело. Наиболее ранняя запись о ремесле датируется 1328 г. (о нем упомянул Иван Калита в своей грамоте). Изначально люди изготовляли простые предметы обихода, столовые приборы, игрушки для детей.
Постепенно мастерство народных умельцев совершенствовалось, и уже в XVII столетии царь выдал указ, по которому Гжельская область стала постоянным поставщиком посуды для аптекарей.
К началу следующего века у местных ремесленников формируется собственный стиль росписи. Этому поспособствовало обнаружение в деревне Минино особенного вида глины. Мастера работают в стиле майолика: изготавливают кувшины, декоративные блюда, сервизы и расписывают их цветными красками. Темами рисунка служили сцены из бытовой жизни, животные и пр.
В XVIII веке начинается производство полуфаянса – изделий, занявших промежуточное место между майоликой и фарфором. До 20-х гг. мастера расписывали свои изделия разноцветными красками. Позже начал формироваться фирменный гжельский стиль – синие узоры на белом фоне. Также ассортимент разнообразился солонками, подсвечниками, чернильницами. В качестве декора используются растительные и геометрические узоры, изображения животных и домов. В начале XIX века люди освоили изготовление фарфора и тонкого фаянса, организовали множество мелких и крупных заводов.
Современная Гжель
Сейчас в этом регионе налажен выпуск посуды, статуэток, элементов декора и пр. Изделия производятся с применением новых технологий и оборудования, но с учетом мастерства предков. Тематику рисунков можно разделить на три вида:
- растительная (особенной популярностью пользуются большие розы);
- сюжетная (природа, сцены из бытовой жизни);
- орнаментальная (квадратики, капли, жемчужины и пр.).
Особенностями нанесения узоров являются ручное исполнение и использование трех основных цветов: голубого, белого и синего. У последнего выделяют 20 оттенков, проявляющихся после обжига.
Основным отличием от изделий XIX века считается цветная роспись. Ее восстановили на заводе по древним образцам.
Также современные мастера изготавливают предметы в технике глухой кобальт, выпускают костяной фарфор.