Русские былины

Добры́ня Ники́тич

Добрыня НикитичДобры́ня Ники́тич — второй по популярности после Ильи Муромца богатырь эпоса Киевской Руси. Он часто изображается служивым богатырём при князе Владимире.

            Былины нередко говорят о его долгой придворной службе, в которой он проявляет своё природное «вежество». Часто князь даёт ему поручения: собрать и перевезти дань, выручить княжую племянницу и проч.; часто и сам Добрыня вызывается исполнять поручение, от которого отказываются другие богатыри. Добрыня — самый близкий к князю и его семье богатырь, исполняющий их личные поручения и отличающийся не только храбростью, но и дипломатическими способностями.

            Историческим прототипом Добрыни Никитича считают воеводу Добрыню, дядю и воеводу князя Владимира, брата его матери Малуши. Он умён, образован и отличается разнообразием дарований: он ловок, на ножку повёрток, отлично стреляет, плавает, играет в тавлеи (тавлеи — древнерусская настольная игра шашечного типа), поёт, играет на гуслях.

            Былинные сюжеты, в которых участвует Добрыня.

·         Добрыня бьётся со змеем Горынычем на р. Пучае (иначе Израе) и освобождает племянницу князя Владимира Забаву Путятину или его дочь Марфину, или сестру Марью Дивовну;

·         Добрыня вместе с Дунаем едет к королю Ляховицкому, чтобы посвататься от имени Владимира за Апраксу-королевичну, которую затем и привозит в Киев;

·         Встречается с Настасьей, бьётся с ней, а затем женится на ней;

·         Уезжает надолго от жены, которая собирается выйти замуж за Алёшу Поповича. Приезжает в день свадьбы и расстраивает свадьбу;

·         Оскорбляет волшебницу Марину, которая обращает его в тура. Возвратив свой прежний вид, Добрыня казнит Марину;

·                     Соблазняет Катерину Прекрасную и погибает от руки её мужа, боярина Пермяты.           Добрыня обладает огромной физической силой, мужеством, храбростью, но отличается от других богатырей учтивостью дипломатичностью.

            Алёша Попо́вич

Алёша Попо́вич — фольклорный собирательный образ богатыря в русском былинном эпосе. Алёша Попович, как младший, входит третьим по значению в богатырскую троицу вместе с Ильёй Муромцем и Добрыней Никитичем.

            Алёша Попович — сын ростовского попа Ле(в)онтия (редко Фёдора). По некоторым утверждениям Алёша Алеша ПоповичПопович родом из Пирятина (Полтавская область). Рождение Алёши Поповича было чудесным: оно сопровождается громом. «Алёшенька Чудородыч млад», едва родившись, просит у матери благословенья погулять по белу свету, не пеленать его пеленами, но кольчугою. Он уже может сидеть на коне и владеть им, действовать копьём и саблей и т. п. По историческим данным, он часто бывал на Пирятинских ярмарках, помогал людям и имел богатырскую силу. Алёшу Поповича отличает не сила (иногда даже подчёркивается его слабость, указывается его хромота и т. п.), а мужество, удаль, натиск, с одной стороны, и находчивость, сметливость, хитроумие, с другой. Иногда он хитрит и готов обмануть даже своего названного брата Добрыню Никитича, посягает на его права; он хвастлив, кичлив (горделив, заносчив), излишне лукав и увёртлив; шутки его иногда не только веселы, но и коварны, даже злы; его товарищи-богатыри время от времени высказывают ему своё порицание и осуждение. В целом образ Алёши Поповича отражает определённую противоречивость и двойственность.

            Садко

Садко (Богатый гость) — герой былин новгородского цикла.

            Садко был сначала бедным гусляром, потешавшим новгородских купцов и бояр. Однажды он играл на Садкогуслях на берегу Ильмень-озера с утра до вечера и своей игрою приобрёл расположение царя Водяного, который научил Садко побиться с богатыми новгородскими купцами о заклад в том, что в Ильмень-озере есть рыба «золотые перья»; при помощи царя Водяного Садко выиграл заклад, стал торговать и разбогател.

            Однажды Садко на пиру похвастал, что скупит все товары в Новгороде; действительно, два дня Садко скупал все товары в гостином ряду, но на третий день, когда подвезли товары московские, Садко сознался, что ему не скупить товаров со всего свету белого. После этого Садко нагрузил товарами 30 кораблей и поехал торговать. По дороге корабли вдруг остановились, несмотря на сильный ветер, Садко, догадываясь, что морской царь требует дани, бросил в море бочки золота, серебра и жемчуга, но напрасно. Тогда решено было, что царь морской требует живой головы, жребий выпал на Садко, который, захватив с собою гусли, велел спустить себя в море на дубовой доске.

            Садко очутился в палатах морского царя, который объявил ему, что потребовал его, чтобы послушать его игру. Под звуки игры Садко царь морской пустился плясать, вследствие чего взволновалось море, корабли начали тонуть и много народу православного гибнуть. Тогда Никола — угодник под видом старца седого явился к Садко и велел ему прекратить игру, оборвав струны гуслей. Затем царь морской требует, чтобы Садко женился на морской девице по своему выбору. По совету Николы Садко выбирает девицу Чернаву. После свадебного пира Садко засыпает и просыпается на берегу реки Чернавы. В это же время подъезжают его корабли с казной. В благодарность за спасение Садко соорудил церкви Николе Можайскому и Пресвятой Богородице.