Поселения народов Дагестана в XIX веке




Развитие материальной культуры народов Дагестана в девятнадцатом столетии происходило под знаком воздействия и реализации общих закономерностей двоякого рода. С одной стороны, продолжаются и развиваются культурные традиции, обусловленные социально-экономическими процессами, произошедшими после постоянных нападений кочевников и периодическими крупными нашествиями шестнадцатого — семнадцатого веков; новое географическое разделение (перераспределение) труда, ускорение роста производительных сил, интенсификация зонально-специализировавшихся отраслей хозяйства (земледелие, скотоводство, домашние промыслы – ремесло), растущий обмен (в том числе и культурный) между населением разных зон и этнических общностей, рост населения и его миграций (с гор на равнину), распространение более производительных орудий труда (отвальный передковый плуг, коса и т.д.). С другой – нарастающее воздействие экономических и политических факторов (присоединение к России, война, умиротворение и устранение внутренних конфликтов, междоусобиц) и влиянием культуры России и русских.

Поселение это тот элемент культуры, в котором с достаточной полнотой обнаруживаются особенности, связанные как с природно-географическими условиями, так и с общественным строем и бытом.




Соответственно их деление и классификация имеют два фактора: физико-географический (по зонам) и общественно-политический (по различиям в общественном строе). Однако помимо особенностей, обусловленных этими факторами, поселения имеют и общие (общедагестанские, или «общезональные») черты, которые вызваны общими генетическими корнями, сходством исторических судеб, а также экономических и социальных процессов, близкими культурными и этническими традициями.

Характеристика поселения начинается обычно с описания его расположения на местности, в связи и в зависимости от физико-географических условий, главным образом рельефа и ландшафта (тип заселения). Поселения равнины располагаются на ровных площадях, в предгорье – на склонах холмов, у подножий гор, в горной части – на склонах и гребнях гор, плоских вершинах и небольших плато, речных террасах, скальных массивах.

В Приморской низменности, в отличие от обширных равнин Терско-Сулакского приречья, селения равнины и нижнего предгорья обосновываются на склонах предгорий (Карабудахкент, Губден, Уллу-Буйнак, Утамыш, Башлыкент и др.).

При выборе места поселения старались выбрать солнечную сторону, учитывали близость водного источника, малодоступность и неприступность места с учетом оборонительного фактора. В горной части расположение селений на крутых каменистых склонах нередко было вызвано соображениями экономии угодий, пригодных для сельскохозяйственных нужд.




Солнечная ориентация играла существенную экономическую и бытовую роль (использование солнечной радиации для сушения и вяления фруктов, мяса; для подогрева воды; собственного обогревания в зимнюю пору и т.д.). Учитывалась также сохранность деревянных конструкций, особенно в помещениях для скота, которые быстро сгнивали на теневой стороне.

На протяжении этого периода значительные, даже коренные изменения претерпел оборонительный фактор. Достигнув своего апогея в период Кавказкой войны (вспомним аулы-крепости Ахульго, Салта, Гергебиль, Чох и др.), он потерял свое значение в пореформенный период, с исчезновением войн, прекращением феодальных распрей и междоусобиц, установлением твердой централизованной власти.

Большие изменения произошли и в форме поселения, заключающейся в архитектурной планировке, предметно-вещевой структуре поселения. Первоначально преобладала кучевая форма, к некоторых горных селениях – террасообразная, ступенчатая (иногда эти ступени очень четко выделяются и просчитываются, например, в селениях Чох, Анчих, Хуштада, Согратль и др.), но чаще смешанная, ступенчато-кучевая. Для нагорья господствующей была вертикальная планировка селения, предгорья – умеренно склоновая, для равнины – горизонтальная. В Терско-Сулакском приречье кучевая форма уступает место рассредоточено-усадебной, напоминающей адыгские аулы и казачьи станицы.



Планировка стала изменяться в связи с прекращением войн и междоусобиц, ослаблением родственно-тухумных связей и централизаторской роли общины, что выразилось, в частности, в ослаблении кучности, переезде части жителей на более свободные открытые окраины селения.

Хотя правильной планировки селения не было, как не было и никакого плана застройки, однако некоторые правила, отражающие общесельские интересы, соблюдались: крайние дома селения должны были строиться на возвышенной линии границы села и образовывать сплошную линию наподобие крепостной. Кроме того, они должны были иметь амбразуры; определялось место центрального годекана и соборной мечети, места кладбища, сельского схода и даже сельских игрищ. Некоторые из этих принципов в пореформенный период потеряли свое значение, другие, например, оборонительные, не допускались администрацией

Социальное лицо поселений, видовая классификация (тип расселения), определяется внутренней общественной группировкой населения, характером землепользования (и владения) и хозяйства, структурой поселения (характер общины, гентильность кварталов общественные места и здания и др.). В рассматриваемый период виды поселений, сложившиеся в одиннадцатом — шестнадцатом столетиях приобрели законченную форму.

В Дагестане преобладали традиционные поселения. Они делились на кварталы, иногда – тухум-кварталы. Их черты: многодворность, в которой нашла отражение скученность расселения, полный суверенитет над всем фондом сельских угодий, крепкая сельская территориальная община с выборными органами власти и управления (сельских сход с постоянным местом сбора). Община имела исключительное право на обзаведение джума-мечети и сельским кладбищем. Это, как правило, старинные селения, многие из них известны по письменным источникам еще со времен средневековья (например, Кумух, Хунзах, Акуша, Эндери, Цудахар, Утамыш, Ахты, Цахур, Рутул, Анди, Чох, Согратль и др.).

В организации власти и управления, а также землепользования этих феодальных образований имелись определенные ограничения, здесь некоторые права и функции общины узурпировались феодальной властью.

Второй вид поселений – хутор. Он был базой для микроурочища, которое при освоении его жителями новых земель и росте населения приобретает и поселенческие функции. Это однодворное поселение, с разбросанным характером расселения, без права использования окружающих земельных угодий, здесь нет общины (жители – члены общины селения) и, соответственно, ни схода, ни мечети, ни кладбища. В пореформенное время в связи с интенсификацией хозяйства и развитием капиталистических отношений усилился рост хуторского хозяйства, особенно в местах, имевших резервы неосвоенных угодий (например, в Терско-Сулакском приречье).



Третий вид поселений – отселок; как правило, это хутор, который приобрел статус поселения. Поэтому его названия в местных языках созвучны. Он малодворный, но экономически более развит, чем тухумные поселения, с неполными правами на землепользование, с субобщиной, независимой в своих внутренних делах, с мечетью, но без схода, соборной мечети и кладбища.

Хутора-отселки в наибольшей степени были распространены в районах с комплексным хозяйством с преобладанием стационарного скотоводства, в местах же с развитым отгонным скотоводством их мало (Самурский округ, Бохнадальский, Тлейсерухский участки Гунибского, Дидойский – Андийского, Курахский – Кюринского округов и др.).

В социальном отношении сеть хуторов и отселков была более развита в независимых сельских обществах и почти не развита в феодальных владениях. Другая особенность социальной сущности поселений, отражающая в основном формационное содержание, — это тип поселений (формы землевладения, общественно-политическое положение, характер власти и т.п.).

В Дагестане рассматриваемого периода выделяются три типа поселений: раннефеодальное свободное сельско-общинное поселение (вольные общества), независимые от феодалов; феодально-патриархальное общинное полузависимое от феодалов с определенными (иногда взаимообусловленными) формами зависимости поселения или союзы обществ; феодальное, ханское (бекское), полностью зависящее от феодалов.



Поскольку вид и тип поселения фактически отражают однородные социально-политические аспекты, наблюдаются определенные закономерности их соотношения. В пределах политического образования один тип охватывает все три вида поселения, так как у них единые социально-экономическая сущность и политическое состояние. Тип может влиять на вид (расселение). Так, в полузависимых и зависимых типах слабо развита система хуторов и отселков. В то же время один и тот же вид может входить в разные типы (Цудахар – раннефеодальный, Рича – феодально-патриархальный, Кадар – феодальный)/

С конца восемнадцатого и до начала двадцатого века в поселениях происходили как эволюционные, так и радикальные изменения. В равнинной части Дагестана в период имамата произошла централизация власти, упала роль общины и ее установлений, базирующихся на обычном праве, власть сосредотачивалась в руках наибов.

После присоединения к России и в пореформенный период, наряду с подчинением царской администрации, происходит восстановление прав и прерогатив общины, обычного права, института общинного самоуправления. С ликвидацией ханств исчезает и тип ханских зависимых и полузависимых селений, все они стали зависеть от государства.

До окончания Кавказской войны русское население в Дагестане представляли терские казаки, и лишь в пореформенный период, особенно к концу девятнадцатого столетия северную часть Терско-Сулакского приречья стали заселять переселенцы из центральных губерний России. Казаки называли их иногородцами.

Типы поселений казаков – станицы и хутора. Первые были административными, хозяйственными и торговыми центрами крупных земельных общин. Хутора располагались на станичных землях. Административно и экономически они были связаны со станицами.

На планировке станиц сказались как оборонительный фактор (поначалу), так и правительственная регламентация – все они строились по улично-квартальному плану. Дома ставили свободно, отступя от улицы, за оградой двора.